Библиотека первоисточников евразийцев: 20–30-е годы

Рустем Вахитов — Труды классиков евразийства и ситуация с их републикацией

1. Вступление

Евразийская группа, а затем движение и политическая партия существовали с 1920 по конец 30-х годов и все это время евразийцы вели активную издательскую деятельность. Как известно, евразийцы выпускали целый ряд периодических изданий — сборников, альманахов, журналов, газету, отдельными брошюрками издавались их программные произведения. В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев и близких к ним авторов (Савицкого, Трубецкого, Алексеева, Толя, Полковникова, Бромберга). Письменное наследие евразийцев 20-х — 30-х г.г. составляет довольно большой корпус (по оценкам французского исследователя М. Ларюэль только продукция Евразийского книгоиздательства — это около 6 000 листов), который не только полностью не переиздан, но и до конца не изучен. Кроме того, разбросанные по разным городам Европы, а также Великобритании и США, лидеры евразийства (Трубецкой, Савицкий, Сувчинский, Флоровский, Карсавин и другие) поддерживали активную переписку. Письма эти хранятся в архивах Москвы и европейских столиц (Прага, Париж, Берлин, София и другие) и их начинают изучать и переопубликовывать только сейчас (отметим в этом направление работу современного исследователя А. В. Соболева). Изучение эпистолярного наследия евразийцев, а также републикация новых, доселе неизвестных работ и рукописей, позволяет пролить новый, зачастую неожиданный свет на их идеологию и на взаимоотношения разных течений «внутри» евразийства.

Здесь же мы, не претендуя на полноту, перечислим основные издания евразийцев и обрисуем ситуацию с их републикацией в наше время.

2. Оригинальные издания и труды евразийцев 20-х-30-х годов

Возникновение евразийской группы было связано с выпуском книги Н. С. Трубецкого «Европа и человечество», которая инициировала возникновение евразийского кружка (П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский, А. А. Ливен). П. Н. Савицкий отозвался на эту книгу рецензией «Европа и Евразия», опубликованной в журнале П. Б. Струве «Русская мысль», 1921 №1, 2 (январь 1921 года). А. Г. Дугин называет эту рецензию первым евразийским текстом, вместе с тем с ним тут согласны далеко не все. С. М. Половинкин и В. Я. Пащенко считают первым евразийским текстом «Европу и человечество» Трубецкого. Как бы то ни было, в рецензии критика европоцентризма, имевшаяся у Трубецкого, дополнена геополитическим методом. Летом 1921 года в Софии проходит семинар, где с докладами выступают Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский, а в августе того же года в Болгаро-Росийском книгоиздательстве, где директором-распорядителем был П. П. Сувчинский выходит в свет первый евразийский сборник из цикла так называемых «Утверждений» — «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев. Предчувствия и свершения. Книга 1» (София, 1921, Болгарско-Российское книгоиздательство), в котором участвовали все названные авторы за исключением А. А. Ливена. Сборник включал в себя следующие статьи:

Вступление.
Савицкий П. Поворот к Востоку
Сувчинский П. Сила Слабых
Флоровский Г. В. Разрывы и связи
Сувчинский П. Эпоха Веры
Флоровский Г. В. Хитрость Разума
Савицкий П. Миграция культуры
Флоровский Г. В. О народах не исторических (Страна отцов и страна детей)
Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме
Трубецкой Н. С. Верхи и низы русской культуры (этническая база русской культуры)
Савицкий П. Континент — Океан (Россия и мировой рынок)

Впоследствии сборники евразийцев начинают выходить более или менее регулярно. В 1922 году в Берлине вышел сборник «На путях. Утверждение Евразийцев. Книга вторая», Берлин 1922, книгоиздательство Геликон (к тому времени евразийцы уехали из Софии, Флоровский и Савицкий оказались в Праге, где президент Массарик проводил «русскую акцию» , а Сувчинский и Трубецкой — Берлине, откуда затем первый уедет в Париж, а второй — в Вену). Этот сборник включал в себя следующие статьи:

Савицкий П. Два мира
Карташов А. Реформа, реформация, исполнение Церкви
Сувчинский П. Вечный устой
Сувчинский П. Знамение былого (О Лескове)
Сувчинский П. Типы творчества (памяти А.Блока)
Трубецкой Н. С. Религия Индии и христианство
Флоровский Г. В. О патриотизме праведном и греховном
Трубецкой Н. С. «Русская проблема»
Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света
Савицкий П. Степь и оседлость

Как видим, в нем уже участвовали 2 новых автора: Карташов и Бицилли. А. В. Карташов, богослов, бывший министр исповеданий во Временном правительстве, в эмиграции — преподаватель Свято-Сергиевского богословского института в Париже не был членом евразийской группы, хотя некоторые его идеи (отрицательная оценка реформ Петра и Романовской монархии) были близки к евразийству . П. Бицилли, историк-мидиевист и культуролог, с большим правом может называться евразийцем, он разделял культурологические прозрения евразийцев об азийских корнях русской культуры. Однако, его не удовлетворила политическая деятельность евразийцев и вскоре он отошел от движения и даже выступил с его критикой, правда, сдержанной и не огульной .

В следующем 1923 году выходит новый сборник «Россия и латинство. Сборник статей», Берлин, 1923 во вновь образованном собственном книгоиздательстве евразийцев («Евразийское книгоиздательство»). Он не имел «сквозной нумерации» (Книгой третьей, следующей за сборником «На путях» становится первый «Евразийский временник») и не случайно. Это было вызвано тем, что сборник «Россия и латинство» был не столько программным сборником статей на евразийскую тематику, сколько реакцией православных мыслителей на наметившееся было тактическое сближение большевиков и католиков (имеется в виду деятельность католической миссии в России с разрешения советского правительства с целью помощи голодающим). Кстати, это единственный евразийский сборник, который вызвал сколько-нибудь положительный отзыв со стороны такого откровенного противника евразийства как И. А. Ильин.

Его содержание таково:
П. Савицкий Россия и латинство
П. Сувчинский Страсти и опасность
П. Бицилли Католичество и Римская церковь
Г. Вернадский «Соединение церквей» в исторической действительности
Н. Трубецкой Соблазн единения
А. Карташов Пути Единения
Г. Флоровский Два Завета
В. Ильин К проблеме литургии в Православии и католицизм

Новый участник — богослов В. А. Ильин, который затем станет одной из заметных фигур в группе «правых евразийцев».

С 1923 года начинает выходить теоретический печатный орган евразийского движения — «Евразийский временник». С 1923 по 1927 годы вышло 3 номера, которые, для сохранения преемственности с первыми двумя программными сборниками назвались соответственно: книга третья, книга четвертая, книга пятая. Рассмотрим их содержание:

1) Евразийский Временник
Книга третья
Берлин. Евразийское книгоиздательство, 1923 

Вступление
Савицкий П. Подданство идеи
Трубецкой Н. С. У дверей (Реакция ? Революция?)
Сувчинский П. П. К преодолению революции
Арсеньев Н. Живые камни
Шахматов Мстислав Подвиг власти (Опыт по истории государственных идеалов России)
Сувчинский П. П. Инобытие русской религиозности
Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков
Савицкий П. Производительные силы России
Садовский Яков. Оппонентам евразийства (письмо в редакцию)

Здесь уже не участвует Г. В. Флоровский, который в 1923 году публично заявил о выходе из евразийской группы (из-за личного конфликта с Савицким и несогласием с политической ориентацией евразийцев). Зато к евразийцам присоединяются историк и правовед М. Шахматов, Арсеньев и экономист Я. Садовский (последний, к сожалению, вскоре умрет, успев, однако, оставить, видный след в истории евразийства).

2) Евразийский временник Книга четвертая Берлин 1925, Евразийское книгоиздательство

Савицкий П. Н. Евразийство
Трубецкой Н. С. Мы и другие
Сувчинский П. П. Идеи и методы
Карсавин Л. П. Уроки отреченной веры
Ильин В. К взаимоотношению права и нравственности
Ильин В. Столб злобы богопротивной
Сеземан В. Сократ и проблема самопознания
Святополк-Мирский Д. П. О Московской литературе и протопопе Аввакуме (два отрывка)
Савицкий П. Н. Хозяин и хозяйство
Шахматов М. Государство правды (опыт по истории государственных идеалов в России)
Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского
Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре

Здесь впервые публикуется Л. П. Карсавин, оригинальный философ всеединства и историософ, — официальный «философ движения», впоследствии лидер левых евразийцев, В. Э. Сеземан — философ евразийского направления из Прибалтики, критик и литературовед Д. Святополк-Мирский, впоследствии видный левый евразиец и историк Г. В. Вернадский (сын естествоиспытателя Владимира Вернадского). Последним «Евразийским временником» был третий по счету, вышедший в 1927 году (согласно сквозной нумерации Книга 5)

3) Евразийский временник. Книга пятая Париж 1927.
Вступление
Карсавин Л. П. Основы политики
Карсавин Л. П. Феноменология революции
Франк С. Л. Собственность и социализм
Савицкий П. Н. К вопросу о государственном и частном начале промышленности
Сувчинский П. П. К познанию современности
Никитин В. Иран, Туран и Россия
Вернадский Г. В. Монгольское иго в русской истории
Алексеев Н. Н. Советский федерализм
Пушкарев С. Россия и Европа в историческом прошлом

В третьем «Временнике» как видим, участвует еще несколько «новых» фигур. Если о философе С. Л. Франке однозначно можно сказать, что он никогда не был евразийцем и его участие в евразийском издании случайно, то все остальные — Алексеев, Пушкарев, Никитин — аутентичные евразийцы (правда, Пушкарев скоро отошел от евразийства). Н. Н. Алексееву суждено было стать «главным правоведом» движения и лидером правого крыла, наряду с Савицким и В. Ильиным.

Следует заметить, что эта книга, а также манифесты евразийцев 1926 и 1927 г.г. и последующие евразийские издания изданы по новой орфографии, принятой в СССР (тогда как все эмигрантские издания выходили по старой, дореволюционной орфографии, так же выходили и первые евразийские сборники). Это знак того, что евразийцы ощущали себя пореволюционным движением, порвавшем с дореволюционным прошлым и принявшим советскую революцию (но не коммунизм!).

Эти книги от «Исхода к Востоку» до последнего «Евразийского временника» — важнейшие тексты классического евразийства, в которых высказаны основные его идеи. Евразийская библиография 1931 года, составленная Савицким, по праву называет их «евразийским Пятикнижием».

В конце 20-х—начале 30-х годов, уже после раскола евразийства, в период его затухания были выпущены два сборника, которые их издателями мыслились как сохраняющие преемственность с первыми сборниками (отсюда их нумерация — книга шестая и книга седьмая). В основном они отражали позицию правого евразийства.

Первая из них «Евразийский сборник. Книга шестая. Политика, философия, россиеведение», Прага, 1929 . Содержание его таково:

От редакции
П. Савицкий Задание евразийства
Н. Алексеев Евразийство и марксизм
В. Ильин О религиозном и философском мировоззрении Н. Федорова
Ю. Ширинский-Шихматов Российский национал-максимализм и евразийство
К. Храневич Проблемы русской деревни
К. Чхеидзе Евразийство и ВКП (б)
Я. Бромберг О необходимом пересмотре еврейского вопроса
Н. Клепинин Материалы к социальной программе евразийства
А. Антипов Белые и красные
В. Никольский К проблеме познания Азии
Н. Тимофеев О советской промышленности (заметки евразийца)
Д. Иванцов Черты своеобразия русской экономической мысли
К вопросу о преобразовании советского государственного строя

Князь Ю. Ширинский-Шихматов — лидер национал-максималистов, устроитель пореволюционного клуба в Париже, куда входили просоветские консервативные группировки, издатель национал-большевистского журнала «Завтра». Клепинин — евразиец, который впоследствии вместе с Эфроном будет сотрудничать с НКВД за границей, автор книги об Александре Невском. К.Чхеидзе — один из видных правых евразийцев, геополитик и политический философ, стремившийся на свой манер примирить идеи евразийства и философию общего дела Федорова. Я. Бромберг — этнокультуролог, давший оригинальное, евразийское решение «еврейского вопроса».

Следующей вышла книга «Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Книга седьмая, Париж, 1931». Ее содержание было таково:

Вступление
П. Н. Савицкий В борьбе за евразийство
П. В. Логовиков Научные задачи евразийства
И. Савельев Своеобычное в русской фольклористике
Э. Хара-Даван О кочевом быте
П. Н. Савицкий Главы из «Очерка географии России»
К. А. Чхеидзе Из области русской геополитики
Г. Вернадский Заметки о Ленине
В. Н. Ильин Эйдократическое преображение науки
П. В. Логовиков Власть организационной идеи
В. Н. Ильин Под знаком диалектики
В. Чухнин Время, культура и тело
Я. А. Бромберг Еврейское восточничество в прошлом и будущем
Н. Н. Алексеев Современные задачи правоведения
Н. Н. Алексеев К учению об «объективном праве»
Н. Дунаев Правомочие и его виды
Приложение:
С. Лубенский Евразийская библиография 1921–1931 

П. В. Логовиков — псевдоним П. Н. Савицкого. Э. Хара-Даван — специалист по монгольской истории (калмык по происхождению), симпатизировавший евразийцам.

Наряду со сборниками выходили и периодические издания евразийцев. С 1925 года по 1935 год выходили «Евразийские хроники» (всего вышло 12 выпусков). Выпуски 1–4 были посвящены в основном пропагандистской работе евразийцев. С 5 выпуска в «Евразийских хрониках» стали печататься и теоретические статьи. Особенно значимы выпуски с 6 по 10, вышедшие в Париже в 1926 по 1928 год. Выпуск 11 вышел в 1935 году, 12 — в 1937.

С 24 ноября 1928 года по 7 сентября 1929 в Париже выходила еженедельная газета «Евразия» (всего вышло 35 номеров) — орган левых евразийцев. Левоевразийскую позицию выражал также журнал «Евразиец» (Брюссель, 1928–1934, вышло 25 номеров), близок к ней был альманах «Версты» (Париж, ежегодный альманах, всего вышло 3 номера: в 1925, 1926, 1927). Позднее правое евразийство представляли журнал «Евразийские тетради» (Прага, 1934 — 1936, вышло 6 номеров), ежемесячная газета «Свой путь» (под ред. В. А. Пейля, Таллин, 1931).

Евразийцы выпустили несколько коллективных манифестов и работ:
На путях к России-Евразии Прага, 1925 
Евразийство (опыт систематического изложения) Париж, 1926 год
Евразийство (формулировка 1927 года), Прага, 1927 год.
Евразия в свете языкознания Париж, 1931 
Декларация 1 съезда евразийской организации 1932 год.
Новая эпоха. Идеократия. Политика. Экономия. Обзоры (под ред В. А. Пейля), Нарва, 1933 
Евразийство и коммунизм Б.м. Б.г.

Евразийское книгоиздательство выпускало книги как членов евразийского движения, так и просто авторов, близких к ним. Перечислим некоторые подобные книги:

И.Р. (Н. С. Трубецкой) Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925 
Н. С. Трубецкой К проблеме русского самопознания, Париж, 1927 год
Г. В. Вернадский Евразийское начертание русской истории Прага, 1927 
Г. В. Вернадский Опыт истории Евразии Берлин 1934 
Бромберг Я. Россия, Запад и еврейство: опыт пересмотра еврейского вопроса Прага, 1931 
Половников Г. Диалектика истории Париж, 1931 
Н. Н. Алексеев На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности) Париж, 1927 
Н. Н. Алексеев Собственность и социализм: опыт обоснования социально-экономической программы евразийства Париж, 1928 
Н. Н. Алексеев Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Берлин, 1931 
Н. Н. Алексеев Пути и судьбы марксизма: от Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину Берлин 1936 
Н. Н. Алексеев Куда идти? К вопросу о новой советской Конституции Берлин, 1936 
Э. Хара-Даван Чингисхан как полководец и его наследие Белград, 1929 
Савицкий П. Россия — особый географический мир Париж, 1927 
Савицкий П. О задачах кочевниковедения: почему скифы и гунны должны быть интересны для русского? Прага, 1928 
Савицкий П. В борьбе за евразийство Париж, 1931 
Савицкий П. Месторазвитие русской промышленности Берлин, 1932 
Савицкий П. Разрушающие свою Родину (снос памятников искусства и распродажа музеев СССР), Берлин 1936 
Савицкий, Алексеев, Ильин "О газете «Евразия» (газета «Евразия» не есть евразийский орган) Париж, 1929 
Толь Н. Скифы и гунны Прага, 1928 
Якобсон Р. К характеристике Евразийского языкового союза, Прага, 1931 

и т.д.

3. Републиции работ евразийцев в позднем СССР и в постсоветской России

В советские времена, естественно, никаких переизданий работ евразийцев в России-СССР не было. Более того, сами идеи евразийства широким слоям населения в СССР известны не были (несмотря на активные попытки евразийцев «перебрасывать» свои книги и сборники через «занавес» и даже попытки создания евразийской организации в СССР, сорванные советской разведкой в ходе знаменитой операции «Трест»). Редкие случаи ознакомления с евразийскими изданиями, пришедшими из-за рубежа, привели к возникновению малочисленных кружков, в которых лишь обсуждались евразийские взгляды на русскую историю, современность и т.д., и те были вскоре уничтожены органами ГПУ-НКВД (в частности группа А. Дурново в ходе «дела славистов» ). Ознакомление с обнародованными ныне архивными документами ГПУ-НКВД показывает, что даже работники советских спецслужб, которые, казалось бы, имели доступ к эмигрантским изданиям, имели весьма искаженные представления о евразийстве. Например, они, похоже, всерьез считали, что евразийство это организация русских националистов (что, конечно, совсем не соответствовало истине, поскольку сами евразийцы учили о многонародной евразийской нации как субъекте нашей культуры). Любопытно, что эти казусы полуграмотных следователей НКВД сейчас воспроизводятся критиками евразийства из числа постсоветских сепаратистов — окраинных националистов.

Первые републикации работ евразийцев приходятся на период поздней перестройки. Мы не можем да и не ставили себе такой цели охватить их полностью. Отметим лишь самые значимые. В 1990 году в №2 журнала «Вопросы языкознания» появилась статья Н. С. Трубецкого «Общеславянский элемент в русской культуре», в том же 1990 году в №№4,5,6 и в 1991 в №1,2,3,4 журнала "Вестник МГУ (серия 9 (филология)) по инициативе Широкова появилась целая серия важнейших работ евразийцев: Н. С. Трубецкого «К украинской проблеме», «О туранском элементе в русской культуре», "предисловие к сборнику «Исход к Востоку», «Об истинном и ложном национализме». «Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры)», «Религии Индии и христианство» и «Наследие Чингисхана (взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока)», П. П. Сувчинского «Типы творчества (памяти А. Блока)». В 1991 году в №1 журнал «Новый мир» опубликовал статью Карсавина «Государство и кризис демократии» и работу Флоровского «Евразийский соблазн» (публикация Соболева). Тогда же в 1991 году «Литературная учеба» в №6 переопубликовала работы Трубецкого «Религии Индии и христианство», «Об истинном и ложном патриотизме», «О расизме». В «Философских науках» №12 за 1991 год вновь увидела свет программная статья П. Н. Савицкого «Евразийство». В 1992 году в №№2,3 «Нашего современника» были перепечатаны статьи Савицкого «Евразийство», «К преодолению революции», Трубецкого «Мы и другие», «К украинской проблеме», и Вернадского «Два подвига Св. Александра Невского». В том же 1992 году в №2 журнала «Вопросы философии» были помещены статьи Карсавина и Кожевникова под одним названием «Философия и ВКП», перепечатанные из газеты «Евразия» (публикация Хоружего).

Наконец, номер 4 за 1992 год журнала русской религиозной философии «Начала» был полностью посвящен евразийству. Наряду с интереснейшими евразийсковедческими публикациями, там можно найти две републикации самих евразийцев Г. В. Флоровского «Окамененное бесчувствие» и В. Сеземана «Основы славянофильства».

Вскоре сочинения евразийцев начинают выходить в виде антологий. Первой увидела свет антология «Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов» М., 1992, где были опубликованы отдельные труды Трубецкого, Савицкого и Вернадского.

Следующей была книга «Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России» (составитель И. А. Исаев) М., Русская книга, 1992. Там были переизданы коллективная работа «Евразийство (опыт систематического изложения)» и статьи Н. С. Трубецкого из первого евразийского сборника «Исход к Востоку» — «Об истинном и ложном национализме» и «Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры)», а также предисловие к сборнику (в качестве альтернативы евразийскому видению пути России там опубликован сборник «Из глубины» с критикой революции со стороны философов более либерального направления — С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и т.д.).

В 1993 году в Москве была переиздана монография евразийца Н. Клепинина «Святой и благоверный великий князь Александр Невский» (первое издание — Париж, 1927).

В том же году вышла антология «Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн» М., 1993 (составители И.Новикова и И.Сиземкая) Наряду с работами Хомякова, Соловьева, Блока, а также статьями эмигрантских оппонентов евразийства там перепечатаны несколько важнейших работ евразийцев. Кроме уже указанных статей, которые появлялись на страницах журналов, антология возвращает в научный оборот статьи П. Бицилли «Восток и Запад в истории старого света», Н. Трубецкого «Русская проблема» и «Общеевразийский национализм», П. Савицкого «Два мира», «Степь и оседлость», «Хозяин и хозяйство», Алексеева «Евразийцы и государство», Л. Карсавина «Основы политики». Необходимо отметить как важнейший факт перепубликацию манифеста евразийской группы "Евразийство (формулировка 1927 года).

В 1995 году в том же издательстве «Высшая школа» вышла новая антология, составленная теми же исследователями — Новиковой и Сиземской: "Мир Россия-Евразия. М, 1995. Кроме работ, которые печатались в других изданиях, там были помещены статьи Г. Флоровского «О народах неисторических (страна отцов и страна детей)», Сувчинского «Сила слабых», Савицкого «Подданство идеи» и «Географический обзор России-Евразии», Трубецкого «Вавилонская башня и смешение языков», Алексеева «Советский федерализм», Бромберга «Еврейское восточничество в прошлом и будущем». Вновь увидел свет еще один программный документ — первый манифест евразийской группы «Евразийство (опыт систематического изложения)». К редчайшим публикациям следует отнести передовицу из газеты «Евразия» «Путь евразийства» и статью Л. Карсавина оттуда же «Социализм и Россия», к ним присовокуплены отзывы Савицкого, Трубецкого и Алексеева на деятельность левоевразийской группы, своего рода документы раскола евразийства: Трубецкой «Письмо в редакцию», Алексеев «Записка», Савицкий «Газета „Евразия“ не есть евразийский орган».

В 1997 году в издательстве «Беловодье» вышла книга «Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев» (составитель С. Ключников). Кроме уже введенных в оборот статей основоположников евразийства, там были помещены: статья Н. С. Трубецкого «„Хождение за три моря“ Афанасия Никитина как литературный памятник», статья Л. П. Карсавина «К феноменологии революции», статьи Д.П. Святополк-Мирского «Заметки об эмигрантской литературе», «О московской литературе и протопопе Аввакуме», «Поэты и Россия», «Литература о Толстом», «Веянье смерти в предреволюционной литературе», статьи П. П. Сувчинского «К преодолению революции», Знамения былого (О Лескове)", Типы творчества (памяти Блока), не публиковавшиеся статьи П. Н. Савицкого из его архива «Идеи и пути евразийской литературы», «Проблемы русской истории», «Русские среди народов Евразии», Основы геополитики России", эпистолярное наследие евразийцев 1924–1927 г.г.

В 1999 году в Москве, в Гуманитарном издательском центре вышла книга «Политическая история русской эмиграции. 1920–1940 г.г. Документы и материалы. Под ред. Проф. А. Ф. Киселева». Глава «Славянофилы эпохи футуризма (из истории евразийского движения)» расширяет републикации евразийцев. Наряду с уже вновь переопубликованным материалами, там содержатся письма руководителей евразийского движения Сувчинского, Арапова, Савицкого, Трубецкого, Постановления Совета евразийства, работа Савицкого «Пятилетний план и хозяйственное развитие страны» и его же «Доклад „О национал-социализме“», статья Алексеева «О внешней политике СССР».

С 1995 года начинают выходить отдельные книги евразийцев. Первой была книга Н. С. Трубецкого «История. Культура. Язык», охватывающая кроме евразийских публикаций, и его лингвистические и литературоведческие и критические работы. В книге помещены практически все работы Трубецкого историко-политического и культурологического характера, связанные с его евразийской деятельностью. Книга снабжена солидным научным, комментаторским аппаратом (на сегодняшний день это одна из немногих книг евразийцев, выпущенная научно безупречно). В ней были переопубликованы в частности ранее не публиковавшиеся в постсоветской России статьи: «О народах Кавказа», «О государственном строе и форме правления», «Идеократия и армия». «Мысли об автаркии», «Об идее-правительнице идеократического государства», «О расизме» и некоторые другие, а также книга «Европа и человечество» (до этого были опубликованы только фрагменты из нее в приложении к монографии И. Б. Орловой «Евразийская цивилизация»).

В 1997 году в издательстве «Добросвет» с предисловием Широкова был переиздан сборник «Исход к Востоку».

С 1997 года в издательстве «Аграф» начинают выходить под редакцией А. Дугина и Д. Тараторова книги основоположников евразийства. Первой вышла книга П. Н. Савицкий «Континент Евразия» М., 1997. В ней переопубликованы уже появлявшиеся в печати работы (в частности, коллективный манифест «Евразийство (опыт систематического изложения)») и ряд других работ. Из новых републикаций укажем обзорную работу Савицкого «В борьбе за евразийство», а также «Евразийская концепция русской истории», «Миграция культуры», «Континент-океан», «Евразийство как исторический замысел», «Географические и геополитические основы евразийства», «Континент-океан» и другие.

В 1999 году в «Аграфе» увидел свет сборник работ Трубецкого «Наследие Чингисхана», где переопубликованы те же историко-политические работы Трубецкого, что и в его книге «Язык. История. Культура». Увы, ничего нового эта книга в копилку евразийствоведения не добавила. Следует отметить низкий уровень ее научного аппарата. Зато следующая книга, вышедшая в «Аграфе» Н. Н. Алексеев «Русский народ и государство», М., 2000 сразу же ввела в современный оборот множество работ Алексеева, до этого незаслуженно мало освещаемого евразийского автора. Это «Христианство и идея монархии», «Русский народ и государство», «Русское западничество», «Духовные предпосылки евразийской культуры», «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства», «На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности)» и фундаментальный труд «О гарантийном государстве».

В последние годы в издательстве Аграф увидели свет книги Бромберга «Евреи и Евразия», М., 2002 с его работами, посвященными «еврейскому вопросу», в основном уже печатавшимися в журналах и в антологиях, и Э. Хара-Давана «Русь монгольская» М., 2003 с перепечаткой работы Хара-Давана «Чингисхан как полководец».

Кроме того, в 2000 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Лань» была переиздана книга Г. В. Вернадского, выходившая в 1927 году в Евразийском книгоиздательстве «Начертание русской истории» с приложением — статьей Савицкого «Геополитические заметки по русской истории».

В 2004 году в приложении к книге Л. Н. Гумилев «Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи» Москва, Айрис-пресс наряду с уже публиковавшимся статьями Трубецкого и Савицкого, перепечатаны отдельные письма из переписки Савицкого и Гумилева и небольшой отрывок из монографии Клепинина «Святой и благоверный великий князь Александр Невский».

Естественно, приведенный список републикаций далеко не полон.

4. Труды евразийцев в Интернете

В Интернете имеется множество сайтов евразийской и неоевразийской направленности, а также электронных библиотек, где имеются работы евразийцев. Наиболее крупный евразийский сайт с наиболее полным собранием работ евразийцев «Гумилевика» — сайт сторонников идей Л. Н. Гумилева. В разделе «Анналы» там размещены работы Савицкого, Трубецкого, Вернадского и Хара-Давана, а именно:

П. Н. Савицкого: «О задачах кочевниковедения», из писем к Л. Н. Гумилеву, «Степь и оседлость», «Геополитические заметки по русской истории», «Географические и геополитические основы евразийства», «Поворот к Востоку», «Континет-Океан (Россия и мировой рынок», «Миграция культуры», «Евразийство», «В борьбе за евразийство», «Евразийская концепция русской истории», «Русские среди народов Евразии», «Основы геополитики России», «Евразийство как исторический замысел»,

Н. С. Трубецкого: «Европа и человечество», «Об истинном и ложном национализме», «Верхи и низы русской культуры», «Общеславянский элемент в русской культуре», «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую культуру не с Запада, а с Востока», «Религии Индии и христианство», «Вавилонская башня и смешение языков», «Общеевразийский национализм», «Идеократия и армия», «Об идее-правительнице идеократического государства». «Наш ответ: евразийство и белое движение», «Русская проблема», «Мы и другие», «О туранском элементе в русской культуре», «К украинской проблеме».

Г. В. Вернадского: учебник «История России», статьи «Монгольское иго в русской истории» и «Два подвига св. Александра Невского», вступление к книге «Начертание русской истории» «Русский народ и его место в истории».

Некоторые работы евразийцев имеются в Интернет-журнале последователей Л. Н. Гумилева «Евразийский вестник» (в прошлом располагался по адресу e-journal.ru). В частности, там в первых номерах вестника опубликованы некоторые статьи Н. С. Трубецкого.

Довольно большая подборка статей классиков евразийства содержится в он-лайн библиотеке евразийства. Большинство из них — те же, что на сайте «Гумилевика», но есть и несколько, которые там отсутствуют. Это статьи П. Сувчинского «Сила слабых», П. Бицилли «Восток» и «Запад» в истории Старого света", Г. Вернадского «Русский народ и его место в истории», «Евразия как географическая основа развития русского народа», «Два подвига Св. Александра Невского», Н. С. Трубецкого «К украинской проблеме», «Вавилонская башня и смешение языков», «Верхи и низы русской культуры», «Идеократия и армия», «Религии Индии и христианство», К. Чхеидзе «Из области русской геополитики», «Лига Наций и государства-материки»

В электронной библиотеке традиционализма «Точка перехода» (сайт закрыт администрацией службы Narod.ru; располагался по адресу www.traditionallib.narod.ru) в разделе «Философия» имелась также подборка статей евразийцев. Там содержатся работы Н. Н. Алексеева «Духовные предпосылки евразийской культуры», «Русский народ и государство», «Обязанность и право», «Евразийцы и государство», уже перечислявшиеся работы П. Н. Савицкого, Н. С. Трубецкого, П. Сувчинского, Г. Вернадского, Э. Хара-Давана. Кроме того, есть статьи Л. П. Карсавина «Основы политики», Г. Флоровского (периода его участия в евразийском движении) «О народах неисторических», Я. Бромберга «Еврейское восточничество в настоящем и будущем».

На сайте «Красная Евразия. Сетевой проект кандидата философских наук Р. Вахитова» в разделе «Библиотека» кроме упоминавшихся работ Трубецкого и Савицкого имеется коллективная работа «Евразийство (формулировка 1927 года)», подборка статей и сборников Н. В. Устрялова — идеолога эмигрантского национал-большевизма, течения, близкого к левому евразийству — статьи «Патриотика», «К вопросу о русском империализме», «Понятие государства», письмо к евразийцу Сувчинскому, сборники «В борьбе за Россию», «Под знаком Революции». «Наше время», «От нэпа к советскому социализму».

5. Итоги

Следует признать, что переопубликована лишь малая часть сочинений евразийцев 20-х — 30-х г.г. В основном это программные тексты и статьи из первых 3–4 сборников «Утверждений», которые с начала 90-х кочуют из книги в книгу и по Сети. Более или менее полно издано лишь евразийское наследие Н. С. Трубецкого и Г. В. Флоровского. Что касается П. Н. Савицкого, до сих пор не переизданы многие его книги: «Россия — особый географический мир», «Месторазвитие русской промышленности», «Месторазвитие в русской литературе», «Разрушающие Родину», концептуальные статьи 30-х годов, в частности, из сборника «Тридцатые годы», из позднейших евразийских изданий, из пореволюционных эмигрантских изданий, где активно сотрудничал Савицкий, архивные материалы, черновики, многие письма. Ждет своего публикатора интересная и важная книга Р. Якобсона «К характеристике евразийского языкового союза», а также материалы сборника «Евразия в свете языкознания», книга Половникова «Диалектика истории», книга Алексеева «Пути и судьбы марксизма» и множество других его поздних работ, большинство статей Сувчинского, практически вся левоевразийская публицистика из газеты «Евразия». Чрезвычайно мало переизданы материалы таких центральных евразийских изданий как «Евразийские хроники», «Евразийские тетради», не говоря уже о периферийных — «Евразиец» (Брюссель), «Свой путь» (Нарва), «Новая эпоха» (Нарва) и др. Вообще, как справедливо отмечает А. Г. Гачева, большинство материалов евразийцев 30-х годов не только не переизданы, но и не изданы самими евразийцами в силу финансовых трудностей, и хранятся в архивах.

Из всего этого можно заключить, что современные исследователи имеют далеко не полное, одностороннее представление о евразийстве. Хотя в большинстве современных научных работ, касающихся евразийства, утверждается, что евразийство 20–30-х г.г. хорошо изучено, тем не менее, очевидно, что без наличия более или менее полного собрания сочинений евразийцев вряд ли можно говорить о каких-либо окончательных оценках евразийства (тем не менее, оценок таких множество и увы, практически все они безапелляционные, а многие и совершенно одиозные). На самом же деле серьезное научное исследование евразийства, которое необходимо должно опираться на солидную текстологическую базу, еще впереди.

Наша электронная библиотека постарается посильно заполнить этот пробел. Мы размещаем сочинения евразийцев по годам их издания (начиная с 1920 г.). Материалы будут обновляться и добавляться. К сожалению, авторы сайта удалены от московских архивов и поэтому пока вынуждены размещать в основном лишь публиковавшиеся в 80-е—2000 г.г. работы евразийцев. Тем не менее уже сейчас мы можем предложить вниманию читателей и несколько эксклюзивных републикаций (работы Пушкарева, Савицкого, Вернадского, Алексеева, Ильина). Мы будем искать возможности работать в архивах, и пополнять нашу библиотеку, также мы надеемся на помощь столичных почитателей и исследователей евразийства, которые могут высылать нам для размещения на сайте в электронном виде отсканированные или сфотографированные еще не публиковавшиеся в наши дни работы евразийцев из их изданий.